Последовательность выполнения работ
Выбрав вариант окраски, следует познакомиться с последовательностью выполнения работ.
1. Если помещение окрашивается в один колер, то сначала грунтуют стены и потолки, затем их окрашивают. После этого протирают забрызганные краской переплеты, откосы, подоконники, наличники, двери и приступают к их окраске масляной или эмалевой краской.
Затем протирают от следов краски плинтусы и также их окрашивают.
Если окрашивают полы, то плинтусы можно окрасить до окраски полов или после.
Чтобы не сильно пачкать краской стекла при окрашивании, переплетов или не загрязнять стены при окрашивании наличников, плинтусов и полов, рекомендуется изготовить из жести, кровельной стали, картона или фанеры защитные щитки длиной не более 25 см. У фанерных или картонных щитков две стороны следует срезать на фаску, чтобы кромки были острыми и тем самым на окрашиваемых деталях не оставалась непрокрашенная кромка. Во время окрашивания щитки приставляют в нужное место переплета или стены.
2. При окрашивании стен в другой цвет, чем потолки, сначала следует огрунтовать потолки и окрасить их. Затем грунтуют стены и окрашивают. После этого отводят филенку, окрашивают переплеты, двери, наличники, если требуется, то полы и плинтусы.
3. Когда стены оклеивают обоями, то сначала грунтуют и окрашивают потолки. Затем лучше всего окрасить двери, наличники, переплеты, откосы, полы и плинтусы и только после этого оклеить стены обоями. Клейстер легко удаляется с масляной краски и имеется полная гарантия, что обои не будут окрашены краской. Конечно, сначала можно наклеить обои, затем окрашивать все масляной краской: двери, переплеты, наличники, но в этом случае придется соблюдать большую осторожность.
До окрашивания или оклейки поверхности необходимо хорошо подготовить.
Подготовка новых оштукатуренных поверхностей. Удаление различных мелких шероховатостей с оштукатуренных, бетонных и гипсовых поверхностей выполняется сглаживанием с помощью пемзы, лещади или шкурки, которую лучше, всего навернуть на деревянный брусок.
Сглаживание выполняют путем протирки поверх ности во всех направлениях, удаляя различные дефекты. Эту работу выполняют по сухим поверхностям. После сглаживания трещины следует разрезать на глубину не менее 3 мм, смочить водой и замазать гипсом, раствором или подмазкой.
Подготовка новых деревянных поверхностей. Подготовка состоит в вырубке сучков, нагелей, пробок, засмолов, разрезке щелей, срезке отдельно выступающих волокон дерева и утапливании шляпок гвоздей.
Вырубка сучьев, нагелей, засмолов, пробок и утап-ливание шляпок гвоздей производятся на глубину не менее 3 мм, поверхности грунтуют, вырубленные места замазывают шпаклевкой или специальной подмазкой. Следует знать, что если не удалить сучки, нагели и т. д., то при высыхании деревянных изделий они будут выступать из плоскости, оставляя бугры на окрашенной поверхности.
Иногда краска над такими местами лопается, и изделия приходится заново перекрашивать. Засмолы вырубают потому, что смола не только препятствует хорошему прилипанию к ней шпаклевки и краски, но и разрушает их, оставляя пятна. Вырубку сучьев, засмолов и нагелей производят стамеской.
Подготовка ранее окрашенных поверхностей производится так же, как и новых.
Иногда приходится вводить часть операций, не применяемых в подготовке новых поверхностей, а именно: удаление старой краски, ржавых пятен, закоптелости и т. д.
Удаление старой клеевой краски (набела), когда ее много, производится путем размывки ее водой, лучше всего горячей, от которой она быстрее размокает и легче удаляется. Работу следует выполнять лучше всего жесткой кистью, делая на нее сильный нажим.
Когда набела много, то его соскабливают, для чего поверхности тщательно смачивают водой с помощью кисти, набел размокает, и его удаляют скребком.
Слабый 1 — 2-процентный раствор соляной кислоты, нанесенный на клеевую краску, вспучивает ее, и краска легко счищается скребком.
Удаление ржавых, закопченных мест производится различно:
а) Уничтожение ржавых мест и пятен можно вы полнить травянкой. Травянка состоит из воды и купороса. Для приготовления нормальной по крепости травянки на 10 л кипящей воды берут 500 г купороса, для травянки средней крепости — на 10 л кипящей воды берут 700 г купороса, а для крепкой травянки — на 10 л кипящей воды берут 1 кг купороса. Травянка употребляется в горячем состоянии. Холодная травянка не дает нужного результата. Травянку обязательно процеживают через сито и сливают для хранения в эмалированную или деревянную посуду. Металлическая посуда быстро разрушается медным купоросом и приходит в негодность. После высыхания травянки поверхности покрывают (грунтуют) купоросным грунтом.
б) Закопченные поверхности следует хорошо промыть 2-процентным раствором соляной кислоты, затем все смыть чистой водой и только после просыха-ния произвести огрунтовку.
в) Если закопченность очень большая и первый способ малоэффективен, то после промывки кислотой и водой поверхности перетирают обычным известковым раствором, приготовленным на мелком песке.
г) При сильных продолжительных протеканиях крыши оштукатуренные поверхности так ржавеют, что ни один из способов не может быть пригоден, кроме полного удаления в этом месте старой штукатурки и замены ее новой.
Если же сами конструкции проржавели, то возможны случаи, что ржавчина начинает проходить со временем сквозь слой новой штукатурки. В таких случаях следует предусматривать защиту штукатурки от ржавления путем изоляции поверхностей. Деревянные поверхности закрывают толем, рубероидом или другими изолирующими материалами, а каменные и кирпичные срубают на глубину 3 — 5 см. Утолщенная штукатурка явится достаточно надежной защитой.
д) Свежие пятна от течи воды покрывают за один-два раза крепкой травянкой или мыловаром (на 10 л состава 400 г мыла и 400 г олифы). Всю отставшую краску следует удалить. Перед окраской пятна должны быть сухими и причины течи ликвидированы.
е) Если указанный способ покажется не очень надежным, то краску по месту пятна удаляют и покрывают это место масляной краской, желательно белилами, за один, а лучше за два раза.
ж) Вместо масляной краски можно применять спиртовые лаки или нитрокраски, покрывая поверхности за один-два раза. Очень не плохо, если поверхности предварительно загрунтованы горячей олифой.
Эти способы в основном применяют при окрашивании клеевыми красками оштукатуренных поверхностей.
Подготовка поверхностей, окрашенных масляной краской, производится, как обычно. В том случае, когда на поверхности имеются трещины и они зашпаклеваны, их следует один-два раза окрасить масляной краской, приготовив колер под цвет старой краски.-Это необходимо потому, что окрашивать по одноцветному основанию легче, а главное, на окраске не будет матовых (жухлых) пятен и полос. Известно, что новая, свежая шпаклевка сильнее тянет наносимую краску, чем ранее окрашенная поверхность.
Следует принять во внимание эти рекомендации и при окрашивании старых поверхностей с вновь оштукатуренными местами или вставленными досками. Старые поверхности намного глаже, чем новые, и новые после окраски будут выделяться.
Чтобы этого не было, следует по новым поверхностям (пятнам) произвести не одну, а две-три огрун-товки. Во время работы сначала следует окрасить колером за один-два раза только новые места, просушить их, а затем огрунтовать и выполнить полностью по всей поверхности окраску. Эти мероприятия дают возможность выровнять окраску без выделения новых и старых мест.
Огрунтовка поверхностей. После соответствующей подготовки поверхностей приступают к их огрунтовке. Рецепты грунтовок для различных видов окрасок приведены выше.
В зависимости от рода окрашиваемой поверхности и тщательности выполнения работ грунтовку наносят в один или несколько слоев на сухие и подготовленные поверхности.
Каждый слой грунтовки должен наноситься на хорошо высохший предыдущий слой грунта, шпаклевку или подмазку.
Когда новые оштукатуренные поверхности грун туют мыловаром, то грунтовать следует два раза. После первой огрунтовки и ее высыхания (при температуре + 18° она может высохнуть за 8 час.) приступают ко второй огрунтовке и после ее высыхания производят окрашивание.
Следует рассмотреть порядок растушевки кистями нанесенной грунтовки на различные поверхности. От качества растушевки зависит чистота окраски.
Растушевку грунтовки за последний раз на стенах можно выполнять вертикальными штрихами, но тщательно растушевывая их, без оставления грубых слоев и потеков. Однако намного лучше выполнять растушевку грунтовки горизонтальными штрихами, так как окраску стен выполняют от пола к потолку и штрихи, перекрещиваясь, дают возможность получить более ровную окраску.
На потолках грунтовку растушевывают против света, окраску выполняют противоположными штрихами. Если потолки из сборных плит, то грунтуют поперек плит, а красят вдоль.
Когда огрунтовку и окраску выполняют валиком, то все же следует придерживаться указанного порядка.
При окрашивании масляными и тому подобными красками приходится производить проолифку и огрунтовку.
Если поверхности окрашивают прямо после про-олифки, без шпаклевки, то растушевку производят по дереву поперек волокна, по стенам — горизонтально, по потолкам — поперек световых лучей.
Необходимо указать на то, что на качество огрун-товки должно быть обращено самое серьезное внимание. Некоторые заявляют, что большую роль играет чистота окраски, а не огрунтовки. Это совершенно неверно. Небрежно нанесенная грунтовка без соответствующей тщательной растушевки оставляет грубые полосы, которые никакая хорошая окраска исправить не может. Поэтому грунтовку следует наносить, тщательно растушевывая ее, чтобы не было толстых слоев и грубых полос. Растушевку лучше всего вести сначала в одном, затем в другом направлении, перекрещивая наносимые ласы, или полосы, грунтовки.
Когда поверхности шпаклеванные, то перед окраской их рекомендуется не проолифливать, а грунтовать.
Для грунтовки на 1 кг олифы берут от 0,5 до 1 кг густотертой краски нужного цвета. Грунтовка является жидкой краской. Окраска по огрунтовке более экономична, чем проолифка, например после огрунтовки вместо двух окрасок может быть выполнена только одна. Если вместо огрунтовки сделать проолифку, то требуются две окраски.
Качество окрашенных поверхностей зависит от количества операций и последовательности выполнения работ.
По чистоте выполнения окраска делится на простую, улучшенную и высококачественную.
Окрашивают водными и неводными составами. К водным составам относятся известковые, клеевые (меловые), казеиновые и силикатные краски. К неводным составам относятся: масляные, эмалевые и синтетические краски.
Рассмотрим количество операций, выполняемых различными красками при простой, улучшенной и высококачественной окраске.
Рассмотрим, как и для какой цели выполняют эти операции.
Таблица 11
Операции uo подготовке, обработке и окраске поверхностей водными составами
Операция |
Операции, выполняемые при окраске |
|||||||
клеевой |
известковой |
казеиновой |
сили-катной |
|||||
простой |
улуч шенном |
высококачественной |
По штукатурке |
по дереву и кирпичу |
улучшенной |
ВЫ- соко- качест-венной |
по штукатурке, бетону и кирпичу |
|
Очистка . . . |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Смачивание водой |
— |
— |
— |
+ |
+ |
— |
|
|
Сглаживание торцом дерева |
— |
+ |
+ |
+ |
— |
— |
+ |
— |
Расшивка трещин (разрезка и подмазка) |
— |
+ |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
— |
Первая огрунтовка |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
+ |
— |
Частичная подмазка |
— |
+ |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
— |
Шлифование подмазанных мест |
— |
+ |
— |
+ |
— |
+ |
+ |
|
Первая сплошная шпаклевка |
— |
— |
+ |
— |
— |
— |
+ |
|
Шлифование |
— |
— |
+ |
— |
— |
— |
+ |
— |
Вторая огрунтовка |
— |
+ |
+ |
— |
|
— |
— |
|
Вторая сплошная шпаклевка |
|
|
+ |
— |
|
— |
+ |
— |
Шлифование |
— |
— |
|
— |
— |
— |
+ |
— |
Третья огрун-товка (с под-цветкол) |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
Окраска |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Торцевание |
|
— |
+ |
— |
— |
— |
+ |
— |
Вытягивание фи –ленок |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
|
+ |
— |
Примечание. Знаком «+» (плюс) обозначены операции, необходимые при соответствующей окраске. Вытягивание филенок в некоторых окрасках может быть исключено.
Таблица 12
Операции по подготовке, обработке и окраске поверхностей масляными, эмалевыми и синтетическими составами
Операция |
Операции, выполняемые при окраске |
|
по дереву |
по штукатурке |
по металлу |
прос- той |
|